вторник, 12 апреля 2016 г.

Письмо городу. Эпистолярный жанр.


  «Твоей истории читаю я страницы»

                                           «Мой город - родной мне до боли...
                                                                                        Хранит он так много историй!
                                             В нём детство, в нём юность и старость...
                                             Он видел и горе, и радость...»

Здравствуй мой таинственный город Саров.
   Здравствуй город «призрак», город  «загадка»



 Почему я так говорю о тебе? Да потому, что тебя долгие годы не было на  географических картах, о тебе не писали и даже не говорили, а если говорили, то шепотом. У тебя даже имени своего не было. И, тем не менее, ты великий и славный мой маленький город. Ты посвятил себя великой миссии - защите Отечества. И у тебя такое огромное прошлое…
     Читая страницы твоей истории, я узнала,  что нынешнее твое имя происходит от названия реки Сарова, это чисто мордовское слово означает «заболоченная река». Населенный пункт Саров, а точнее «Сарёв», слово, заимствованное у монголов и его корень означает «высокий», « царственный город».
      По летописным данным в древние времена в месте слияния рек Саровки и Сатиса (Сатыша) находилось мордовское поселение называемое историками «Саровское Городище». 


 Места для проживания здесь были удобные. Земли плодородные, пастбища сочные, в лесах полно зверья, в реках – рыбы. Понравились эти земли татаро - монголам. Налетели их полчища, жгут, грабят, убивают. Триста лет русские и мордовские народы бились против ворогов. После их изгнания еще долгие годы не селились люди на Саровке.


Только в  середине 17 века на саровскую землю приходят монахи-отшельники и селятся небольшими группами. Они рыли в холмах пещеры, и жили, молясь Богу. Называть это место стали Саровской пустынью.

   Официальной датой основания монастыря становиться 16 июня 1706 г. Здесь стали появляться церкви и жилые помещения. Монастырь постепенно крепнет и со временем становится одним из центров православия на Руси. Строятся подземная церковь и монашеские кельи. Ты, наверное, помнишь мой город, как в 1903 году в обители проходили грандиозные торжества по случаю канонизации Серафима Саровского, на которых присутствовал император Николай  II? По этому случаю был снят документальный фильм, и сохранилось множество фотографий.


    В 1906 году Саровская пустынь отметила 200 летний юбилей своего существования. Со всей России сюда съезжались паломники. В их числе была и моя прабабушка. Ей было пять лет. Она с мамой и братом проехали на конной повозке через всю Россию, что бы попасть в Саровский монастырь. Она рассказывала моей бабушке, что в одной из церквей стояло чучело медведя с подносом, на который прихожане клали деньги. Еще ей запомнилось купание в родниках. Но, все это происходило тогда, когда ты был еще маленькой пустынью. Ты еще не был городом...
Двадцатый век. На Россию обрушились революции и войны. Коснулись, эти страшные события и Саровской пустыни. Монастырь закрыли. Святые мощи Серафима Саровского увезли в неизвестном направлении, монахов выслали в далекие  земли.  И вместо знаменитого на весь мир монастыря образовался тут ничем не примечательный поселок. Что ты чувствовал тогда, город мой?
    В годы Великой Отечественной войны у тебя началась другая судьба. С этого времени началось твое новое служение Отечеству. С 1946 года к тебе стали съезжаться уже не монахи, а знаменитые ученые, которые многие годы работали и до сих пор трудятся на оборону нашей страны.


С 1954 года ты празднуешь свое День рождения. Ты получил статус города.
Не смотря на то, что у тебя такое глубокое прошлое, город ты молодой и красивый.  У тебя много школ, детских садов, библиотек, чудесный театр, (не многие города могут этим похвастаться). И в настоящее время у тебя опять происходят значительные перемены. Возрождается твое славное православное прошлое. Восстанавливаются храмы, монастырь, купальни. 
Происходит объединение духовного прошлого и настоящего. А, в скором будущем, возможно, нас ждут с тобой  опять большие перемены. Как знать, возможно, ты перестанешь быть «городом загадкой» и опять станешь православным центром России.
А я буду называть тебя «Город Перемен».
Я с тобой не прощаюсь, я с тобой живу!

Карина.

2 комментария:

  1. Татьяна, добрый день! С интересом прочитала о Вашем городе. Спасибо! Скажите, а сколько в нём жителей. В нашем Омске давно перевалило за миллион... Заходите в гости - "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ".

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила Федоровна, добрый день! Огромное спасибо за посещение моего скромного блога. Обязательно к Вам зайду, и напишу о Вашем блоге. В нашем городе около 100000 человек. Городок маленький,закрытый ядерный центр. Но вся инфраструктура есть. Городок чистый и уютный. Сейчас восстанавливаются храмы и монастыри. Город зеленый и красивый. Могу долго о нем говорить... По поводу работы...катастрофически не хватает времени. А как у Вас. Может быть я "Улитка"?

    ОтветитьУдалить